
Каким будет наше общее будущее лет, скажем через 20-30? Естественно, точных прогнозов не может быть по той простой причине, что его будем строить даже не мы, а наши дети и внуки. Но вот воспитать «строителей» в нужном русле – вполне посильная задача, решаемая уже сейчас.

28 октября прошла неформальная встреча блогеров с руководителем центра социального прогнозирования и маркетинга, социологом и, по совместительству, кандидатом философских наук Ф.Э. Шереги. Тема встречи – развитие образования: каким оно будет, что общество ожидает от него, как работает федеральная целевая программа.

Как показали проведенные социологические исследования, уровень образования в России в настоящее время устраивает большую часть родителей: по дошкольному образованию - 55,6% ( по опросам по удовлетворенностью качеством подготовки детей в д/с к обучению в первом классе), по среднему - 92,5%, но при этом каждый четвертый родитель высказался за то, что знаний могло бы быть и больше.

Система ЕГЭ, которая всячески и постоянно подвергается критике в блогах и СМИ, как оказалось, родителей в целом также устраивает: и в плане качества полученных знаний, и в плане доступности высшего образования.


Школе остро не хватает молодых преподавателей.Большинство из тех, кто работает сейчас – поколение в возрасте за 40. С одной стороны, это, конечно же, неплохо, люди опытные, в жизни много чего повидавшие. Но, с другой, им тяжело понять молодежь, их стремления, увлечения, даже просто новые веяния типа социальных сетей (по статистике, в российских школах только 17% учителей моложе 25 лет). Ситуация в некоторой степени усугубляется тем, что, по результатам исследования, почти все российские школьники умеют пользоваться компьютером (94,4%), которых дома нет лишь у 2% опрошенных учеников, 38,1% уже работают дома с электронными учебниками (от 11,5% в первом классе до 58% – в 11-м). Фактически складывается парадоксальная ситуация, когда в некоторых случаях родителям и педагогам нужно «подтягиваться» до уровня детей. Тем не менее, за последние несколько лет учителя в школе стали значительно здоровее (по их собственным оценкам, по сравнению с 2011 годом), а школы – лучше оборудованы (87% учителей положительно оценивают состояние материально-технической базы школ). Все школьники регулярно занимаются физкультурой и спортом.

Для чего нужно делать это – проводить мониторинги и корректировки - именно сейчас? Исследовать, корректировать курсы? Просто, возвращаясь к теме моделируемости будущего, если этого не сделать сейчас, не поправить шероховатости и, если нужно, даже основные направляющие, потом будет поздно.
Материальное благополучие ведет к тому, что люди успокаиваются, а спокойствие в семье – это спокойное отношение к окружающей действительности и энергия, которая тратится на созидание, а не на разрушение. Как с этим связано образование? Самым непосредственным образом: неправильно выбранная профессия в конечном итоге ведет к неудовлетворенности жизнью или даже безработице. Неправильно построенная система воспитания – к социальным порокам: преступности, наркомании и т.д. Как говорил Бисмарк, кто экономит на школах, тот разорится на тюрьмах. Но разве таким мы видим наше светлое будущее?
Journal information